«У меня ничего не получается!» или как инженеры защитили проекты

В прошедшие выходные завершился весенний учебный семестр.  У ребят было последнее в курсе, проектное занятие, на котором они бойко защитили свои инженерные разработки. От чего защитили? От каверзных вопросов родителей, коллег-инженеров и преподавателей. Дело было так.

05-20-18

05-20-14

На предпоследнем занятии робототехники разделились, как обычно, по парам, и стали придумывать свой уникальный проект. На самом деле то, что уместилось сейчас в этом коротком предложении, заняло больше трех часов и пережило немало споров, поломок, переделок, недоделок и возгласов: «у меня ничего не получается!», «родители придут, а я все забуду!», ну и тому подобных. В общем, было и сложно, и весело одновременно.

05-20-12

Первая задача ребят состояла в том, чтобы придумать модель полезного робота. И ладно бы просто придумать — надо договориться с партнером!  Для некоторых инженерных тандемов это оказалось непросто. Сами посудите, как же можно быстро договорится с соседом, если ты придумал свою робо-мешалку еще неделю назад и ложился спать лишь с мыслью о ней, а он собрался строить какой-то непонятный «бобролет»? Ну, невозможно же! Мы тоже согласились с ребятами, что это как минимум несправедливо, но компромисс превыше всего. После того, как он был найден во всех парах – робототехники приступили к сборке.

05-20-13

Здесь возникла вторая важная задача – собрать конструкцию с использованием тех механических передач, которые были пройдены в учебной четверти. Пришлось вспоминать назначение коронарных шестеренок, червячных валов и кривошипно-шатунных механизмов. Оказалось, они вполне себе полезные изобретения, хоть и называются страшновато. Кроме того, нужно было не забыть, что в наборах есть волшебные элементы – датчики, и обязательно их применить по назначению.

05-20-10

Затем конструкция ненадолго откладывалась в сторону, и ребята начинали писать программы. У некоторых они занимали почти весь экран монитора, чтобы вместить все усвоенное за семестр.

05-20-11

Дальше – отладка. Это когда все рассыпается по столу при первом же запуске, а сдаваться в робототехнике не рекомендуется. Помня это, приходилось ребятам тихонько вскрикивать и начинать все заново. При втором запуске ломалось еще что-то, потом – еще что-то, потом выясняется, что программа неправильная… все, как в жизни.

05-20-20

Когда робот становился похожим на задумку, ребята приступали к рисованию плакатов. Это — для наглядности, вдруг родители не все поймут. На плакатах — схематичный рисунок своего робота, алгоритм программы, названия всех деталей и передач. Здесь инженерам снова пришлось вспомнить, что «красная палка» — это балка на шесть, «зеленое колесо» — это шкив, а «маленькая такая штучка» — это штифт.

05-20-19

На последнем занятии минувших выходных настал момент защиты. В классы, которые за это время превратились в настоящие инженерные лаборатории, пришли родители-бабушки-дедушки-коты-собаки-братья-сёстры. Никто из них никогда раньше не видел робота-уборщицу, крантор, робо-мясорубку, безаварийный автомобиль, марсоход, подводного исследователя, робо-сеяльщика, робота-полицейского и еще много чего еще, что двигалось и реагировало на окружающий мир.

05-20-21 05-20-15

Вот, например, робот-уборщица. Эта «умная» конструкция моет салфеткой пол, причем в тех местах, где грязно, а там, где условно чисто – то есть, наклеена белая бумага – не моет. Многие мамы сразу захотели себе такого робота домой, только размерами побольше и чтобы тряпкой мыл.

05-20-16

05-20-17

Очень хочется рассказать про каждый проект, потому что неинтересных просто не было! Но их было больше 50-ти, а это уже целая робо-книга получится. Фантазия ребят точно не подвела, равно как и умение быстро ориентироваться, отвечая на неожиданные вопросы. Даже младшие сестренки не стеснялись спрашивать из каких материалов были бы эти роботы в настоящей жизни и какого размера. Папы — они все больше механикой интересовались, а мамы-бабушки – им бы, конечно, чтобы по дому роботы помогали, а как там все это называется — неважно. Ну и, коллеги-инженеры хоть поначалу стеснялись вопросы задавать, а потом начинали бурно обсуждать, что и как лучше было бы сделать.  В некоторых спорах и правда, родилось немного истины.

05-20-23

05-20-22

В завершении — вручение дипломов, награждение лучших учеников каждой группы и фото на память. Теперь главное — не забыть за каникулы, как детали называются и куда датчики крепить…

05-20-01

05-20-02

05-20-03

05-20-04

05-20-05

05-20-06

05-20-07

05-20-08

05-20-09